«Антонен Арто. Взрывы и бомбы. Кричащая плоть». Рецензия в Коммерсанте

Стивен Барбер. Антонен Арто. Взрывы и бомбы. Кричащая плоть, 2016.

Великий новатор театра, толком не воплотивший ни одной своей затеи, гениальный киноактер, презиравший все фильмы, к которым имел отношение, поэт, ненавидевший человеческий язык, сюрреалист, отвергнутый сюрреалистами за чрезмерную радикальность, безбожник-мистик, страстный импотент, опиоман с невероятной силой воли, многолетний скиталец по клиникам и пламенный борец с психиатрией, апокалипсический утопист, реформатор самого человеческого тела, отщепенец, ставший важнейшим источником вдохновения для авангарда второй половины прошлого века. Как часто бывает с такого рода фигурами, главное в Антонене Арто — это не сумма сделанного им, но сама его личность. Оставшиеся тексты — лишь осколки и зеркала, по которым угадывается величие. Наиболее важные исследования, написанные о нем, заворожены силой идей Арто, его образом, но еще больше рассеивают конкретные черты. Однако книга американца Стивена Барбера — другого рода. Это — классическая биография формата ЖЗЛ, со всеми его преимуществами и недостатками. Она волнующая — с любовями и предательствами, наркотическим экстазом и мученичеством в лечебницах, вуду-ритуалами, беседой с Гитлером и обстоятельным описанием творческого пути. Описание это трезвое, тот же «театр жестокости» предстает в нем не только авангардной революцией, но и бизнес-проектом, что очень любопытно. Чего здесь, в общем, нет — это попытки приблизиться к Арто. Барбер вежливо экзотизирует своего героя, изучает его как буйного и странного «другого», гениального чудака. Конечно, такой подход немного диссонирует с идеями и открытиями, которым эта книга посвящена. Тем не менее книга Барбера — хороший способ разобраться в истории Арто или систематизировать свои знания о французском авангарде.

источник