«Антонен Арто. Взрывы и бомбы. Кричащая плоть». Рецензия издания Дистопия

Стивен Барбер. Антонен Арто. Взрывы и бомбы. Кричащая плоть, 2016.

Чтобы жить,
Надо быть кем-то,
Чтобы быть кем-то,
Нужна КОСТЬ,
Нужно не бояться показывать кость
И терять при этом мясо.

                           Антонен Арто

В июле книжный магазин “Циолковский”, совместно с Алексом Керви и его франшизой “Адаптек / T-ough Press ”, издал книгу о Антонене Арто – французском художнике (в широком смысле этого слова) двадцатого века с трагичной судьбой – «Взрывы и Бомбы. Кричащая плоть» Стивена Барбера. В разные периоды жизни творческая деятельность Арто распространялась на литературу, театр, живопись, кинематограф, радио, и везде он оставлял яркий след, а вернее – взрыв. Своим творчеством он пользовался как оружием, разрушал окружающих и себя, чтобы выйти за устаревшие грани художественной формы. В книгу вошли биография Арто “Взрывы и бомбы” и анализ трех сфер творчества Арто (проекты в кино, рисунки, аудиозаписи) “Кричащая плоть”, за авторством Стивена Барбера, а также статья “Колдовство и кинематограф” и литературный сценарий неснятого фильма “Бунт мясника” за авторством самого Арто. Скромный тираж в 500 экземпляров, твердый переплет.

Арто верил, что каждое рождение равносильно убийству.

Антуан Мари Жозеф Арто родился в восемь утра 4 сентября 1896 года, в доме 15 по улице Жарден-де-Плант, недалеко от Марсельского зоопарка. Улица Жарден-де-Плант с тех пор была переименована и ныне носит имя Трех Братьев Карассо. Сам Арто, крещенный в Католической Церкви Антуаном, впоследствии не раз менял и переделывал свое имя. Он писал под множеством псевдонимов – например, ранние его сюрреалистические тексты выходили под именем Эно Дайлор. Перед поездкой в Ирландию в 1937 году он подписал книгу пророчеств “Новые откровения бытия” именем “Откровенный”. В том же году он писал: “Мое имя должно исчезнуть” – и в первые годы своего заключения в психиатрической лечебнице не отзывался ни на какие имена. В лечебнице Виль-Эврар он взял себе девичью фамилию матери и утверждал, что его зовут Антонен Нальпа. В 1946 году, выйдя из больницы и вернувшись в Париж, Арто начал называть себя прозвищем “Момо” (марсельское жаргонное словцо, означающее “дурачок”, ”юродивый”), а фамилию свою произносил как “Уто” или “Тото”. Но наконец он смирился с тем, что носит фамилию своего отца, Антуана Руа Арто (Антонен – уменьшительное от Антуан), и имена родителей Иисуса Христа. В последних своих произведениях, посвященных разрушению и воссозданию своего “Я”, он называет свое имя с гордостью, чувствуя, что наконец заслужил право его носить:

Кто я?
Откуда иду?
Я – Антонен Арто
и говорю это
и знаю как это сказать
сейчас
вы увидите как мое нынешнее тело
взрывается разлетается на куски
и создается вновь
в десяти тысячах своих проявлений
новое тело
в котором вы
никогда меня не забудете.

Творчество Антонена Арто, как и вся его жизнь, посвящены одной теме – взрыву, разрушению устаревшего тела, и преображению, созданию новой, бессмертной, свободной формы. Арто изобрел “Театр Жестокости”, который коммерчески провалился. Он сблизился с сюрреалистами, но после попытки Андре Бретона в 1920-х годах политизировать движение, их пути разошлись и больше не сходились. По сценарию Арто снят первый сюрреалистический фильм “Раковина и священник”, отношение к которому у него время от времени менялось. Арто сыграл во множестве фильмов, но по собственным словам работа с режиссерами оскорбляла его, за исключением Карла Теодора Дрейера, с которым он работал в фильме “Страсти Жанны д`Арк ”. Зависимости Арто от опиума, героина, кокаина и других веществ, временами чередовались и смешивались, доводя его до нервного истощения. В Мексике, куда Арто ездил читать лекции о декадансе, он участвовал в религиозных обрядах племени Тараумара, в которых не последнюю роль играл пейот.

После неудачной поездки в Ирландию, откуда Арто депортировали на корабле как persona non grata, из-за странной истории о нападении на него членов экипажа, начался период скитаний по психиатрическим клиникам. В оккупированной нацистами Франции, из-за недостатка продовольствия для больных в клиниках, он теряет вес, зубы и преждевременно старится. Под началом доктора Гастона Фердьера, которого Арто будет ненавидеть до конца жизни, начинает рисовать. Его рисунки доктор Фердьер расценивал только как материал для исследований, не представляющий художественную ценность. Кроме того, доктор назначил Арто несколько десятков пыток электрошоком. Ненависть к Фердьеру и карательной психиатрии в целом открыто читается в творчестве Арто. Она, например, подтолкнула его к написанию книги о Ван Гоге “Самоубийца общества ”, он чувствовал родство их страданий. В последние годы жизни Арто записывал авангардные радиоспектакли, в которых использовал собственный крик, монотонные барабаны и ксилофон. Он страдал от рака, потерял рамки в злоупотреблении наркотиками, и умер в одиночестве от передозировки хлоральгидрата.

Истинное признание Антонен Арто получил посмертно. Его влияние заметно в искусствах эпохи постмодернизма, особенно в театре. С его биографией и работами стоит ознакомиться всем любителям контркультуры. Стивен Барбер, историк и кульутролог, пишет о жизни и творчестве Арто глубоко и доступно. Добротный нон-фикшн.

источник