Отличная рецензия на «Змея и Радугу»
В «Змее и Радуге», труде, даровавшем мгновенную славу тогда ещё молодому Дэвису, рассказывается о его этнографических путешествиях на Гаити, в ходе которых он ни много ни мало доказал факт существования зомби и раскрыл технологию их создания — с помощью ядовитого порошка, вызывающего состояние, которое легко перепутать со смертью, последующего «оживления» захороненного человека и, разумеется, всей той магической культуры вуду, благодаря которой гаитяне воспринимают подобных жертв зомбификации в качестве живых мертвецов. Дэвис не остановился на добытых им образцах порошка, за коими начинающего антрополога посылали светила этнофармакологии, и в ходе дальнейшего включенного наблюдения выяснил, кто и зачем на Гаити делает зомби — речь идёт о секретных вудуистских обществах; их истоки лежат в традиционных африканских мужских союзах и организациях беглых рабов, а деятельность сосредоточена на вершении тайных судов, осуществлении взаимовыручки и регулировании провинциальной социальной жизни.
Автор предисловия к русском изданию, прекрасный коллега Сергей Мохов отмечает, что у части научного сообщества исследование Дэвиса вызывает закономерное недоверие: в нем «всё звучит очень красиво», но напоминает мистификацию жаждущего сенсаций студента-антрополога. Действительно, «Змей и Радуга» оставляет очень много вопросов, начиная с общих (например, не ясно чего больше, фольклора или действительности, в политической активности гаитянских тайных обществ) и заканчивая частными (один из главных — как безграмотные и лишенные оборудования колдуны умудряются отмерять точную — для того, чтобы «не совсем убить» жертву — дозу тетродотоксина)… Тем, кому это интересно, стоит почитать другую книгу Дэвиса — на сей раз написанную вполне себе в жанре научной монографии, с многочисленными ссылками и отсылками, фотодокументами, прилагающимся справочным аппаратом etc., где он пытается ответить на трудные вопросы своего блистательного изыскания — Passage of Darkness. The Ethnobiology of the Haitian Zombie — она вышла через три года после «Змея и Радуги».
Должен признаться, что вслед за великим Робертом Ф. Томпсоном я скорее доверяю Дэвису, чем нет, и не только потому что погружен в контекст и читал авторов, на которых ссылаются (или не ссылаются) Дэвис и его приверженцы, но и потому что воочию убедился на Кубе в исторической преемственности и живучести афро-карибских инициатических обществ и их практик (даже знаменитое ритуальное испытание ядом всё ещё бытует, хотя я не уверен, что сейчас применяются действительно опасные вещества), общался не только с кубинцами, но также с гаитийцами и с другими носителями афрогенных космологий: нет, зомби во плоти, таких как ставший знаменитым благодаря репортажам BBC и дэвисовской книге Клервиус Нарцисс, я не встречал (на Кубе жрецы сантерии шутят, что они там все зомби — зомби Компартии и телевизора), но хорошо себе представляю воззрения этих людей на жизнь, смерть и человеческую душу, точнее — души, во множественном числе. Более того, африканцы, убежденные, что колдуны похитили у них свободу воли и управляют ими извне, существуют и в Москве, здесь и сейчас — эти своеобразные зомби (их не травили и не откапывали из могил, есть и более лёгкие «технологии зомбификации») были отправлены в иммграцию и трудятся, чтобы отсылать деньги на родину, чем искупают свои проступки перед семьями и общинами (надеюсь когда-нибудь написать об этом подробнее). Такие люди есть и в Европе. К слову, Дэвису, на мой взгляд, не хватило внимания к психологии и чувству вины. Он показал, что зомби — это люди, наказанные за прегрешения против родных и близких, но не уточнил психосоциальный контекст подобной санкции, в котором исключительную роль играют представления о коллективной (родовой) идентичности — «я», растворенном в магме из семьи, общины и духов предков. Всё это важно для понимания самоощущения людей, которых подвергли отчуждению личности — той части самости, которую гаитяне называют малым добрым ангелом.
Российские издатели снабдили перевод щедрыми комментариями в примечаниях, что облегчит чтение людям, не особенно погруженным в тему. Тем более, что местами стремительный Дэвис не утруждает себя именами, ссылками или расшифровкой терминов. Примечаний, как мне показалось, можно было сделать даже больше. Их автор уделяет внимание карикатуристам, врачам и изобретателям, историческим, оккультным и художественным коллизиям, попавшим в орбиту текста, но не поясняет ряд собственно антропологических моментов. К примеру, можно было дать ссылку на источник, повествующий о количестве обществ, представители которых верят в одержимость — Дэвис без указания взял эту информацию у Эрики Бургиньон, чьи работы, в том числе и по карибским культам, стали частью классической программы и тоже могли бы заинтересовать читателя. Отдельные вопросы, связанные с тайными обществами и ядами, наверное, были бы полнее раскрыты обращением к названной выше второй книге канадского антрополога. По части этимологии слова «зомби» стоит заглянуть в словарь Ламана. Но, конечно, и без этих мелочей нужно поблагодарить издателей и создателей за наконец-то состоявшееся появление эпохального источника на русском языке. Захватывающее повествование, не уступающее созданному по его мотивам одноименному голливудскому фильму, с удовольствием прочтут не только (и, наверное, не столько) специалисты, но и, как говорится, представители широкого круга читателей. Одобрительным голосом занудного редактора особенно отмечу поразительную по нынешним временам грамотность текста и почти полную свободу от опечаток, не говоря уже о литературных достоинствах перевода, соответствующих славному оригиналу.
P.S. Вторая фотография поста являет занятых созданием зомби-порошка информантов Уэйда Дэвиса и взята с его сайта, где вы сможете посмотреть другие замечательные снимки из Гаити (ссылка, как водится, в первом коменте).