Обследование жертвы зомбирования сразу после ее выхода из могилы. Отрывок из книги Уэйда Дэвиса «Змей и Радуга»

Пограничье смерти — так была обозначена Леманом главная тема в самом первом нашем разговоре. Зомби мается на стыке жизни и смерти, а смерть — первый учитель, мучитель и страж грани, за которой кончается привычная жизнь и начинается чудо. Задача смерти — отделить бренное тело от зыбкого источника жизненной силы, а представление об этом безжалостном «отрыве» во многом определяется загадочным мировоззрением народа, смирившегося со столь зловещим сектором своей же народной культуры.

Если зомби действительно есть, то законы, по которым этот феномен существует, коренятся в глубинах гаитянской души. А заглянуть туда, в надежде увидеть, откуда прорастают зерна, всего удобнее было, посетив тот волшебный водопад, где день и ночь не смолкают речи хунгана.

Той легкости, с какою он навещает и покидает обитель духов, гаитянин добивается путем интенсивных переговоров человека с потусторонним покровителем. Обладая богатырской силой, духи, если их обидеть, могут причинить большой вред, но, если их умилостивить, они не поскупятся на ответные дары — здоровье, плодородие, процветание. Дух зависит от человека в той же мере, в какой благополучие человека зависит от расположения духа, ведь человеческое тело — одно из мест его обитания. Обычно дух посещает его во время церемонии, нисходя по стержню пото митан в ответ на призывную дробь барабанов и мерный звон колокольчиков. Обузданные демоном люди теряют сознание и забывают, кто они такие. Одержимому или одержимой передаются повадки и способности сущности, вселившейся в них. В этом состоянии их организм практически неуязвим.