«Футуризм. На пути к новому символизму» Рецензия в Коммерсанте

Полузабытый артефакт из истории русского модернизма. Есть известная история: в 1914 году лидер итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти приехал в Россию. Он познакомился с русскими футуристами, и они друг другу не очень понравились. Маринетти показался Маяковскому, Бурлюку и компании напыщенным барином, они ему — несговорчивыми хулиганами. Международный футуристический фронт не состоялся.

Организатором этой поездки был известный критик Генрих Тастевен, своего рода русский антрепренер великих европейских авангардистов (за два года до того он так же привозил Эмиля Верхарна). К приезду итальянского поэта Тастевен подгадал и выход этой книги. Формально это собрание манифестов Маринетти со вступительным текстом самого Тастевена. Он, однако, занимает большую часть книги и представляет собой вовсе не апологию футуризма, а довольно жесткую его критику. Обличительный тон ее сейчас выглядит старомодным, но, если отделять зерна от плевел, основная мысль Тастевена оказывается на удивление прозорливой. Он описывает футуристов как преемников проклинаемых ими декадентов — с их заносчивыми мироустроительными амбициями, идеями синтеза искусств, оборачивающимися пренебрежением ко всем искусствам по отдельности, растворением всех вещей и идей в ажиотаже символизации. В общем, футуристы его категорически не устраивают. Вместо них он ожидает приходов символистов будущего, созидающих истинную красоту жизни и возвеличивающих ее до символа, без лишней суеты и человеконенавистнических спецэффектов.

Глупо спорить с умершим сто лет назад (почти сразу после выхода книги) критиком о его оценках. Интереснее другое: идея о футуризме как о незаконном сыне символизма стала более или менее общим местом к концу XX века. В 1914 году на фоне грома авангардистских манифестов она должна была звучать открытием. Тастевена, впрочем, никто особенно не слушал. Он не был своим ни для футуристов, ни для интересующихся авангардом критиков-формалистов, ни для их более консервативных оппонентов. Его любопытная книжка просто потонула в общем потоке литературы о новом искусстве.

Журнал «Коммерсантъ Weekend» №1 от 20.01.2017, стр. 24